Педагогический совет по профилактике суицидального поведения

Педагогический совет, состоявшийся 27 марта, был посвящен вопросам профилактики суицидального поведения. Педагог-психолог Ржевская Любовь Семеновна выступила с докладом по данной проблеме.

Почему у подростков появляются мысли о суициде? Как распознать опасную ситуацию и что необходимо сделать, чтобы её предотвратить? Как донести до подростка, что жизнь –великий дар и ценность и нужно к ней относиться бережно…Статистика, приведенная в докладе, не оставит никого равнодушным:

  • Около 30% людей от 14 до 24 лет имели суицидальные мысли.
  • Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
  • У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко,  начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности. Пик ее приходится на 16 – 19 лет.
  • Около 34% несовершеннолетних повторяют свои попытки самоубийства, причем с каждой новой возрастает вероятность смертельного исхода.
  • До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
  • Около 13% погибших детей и подростков от общей цифры умерших насильственной смертью покончили с жизнью по собственному желанию.
  • До 62% самоубийств среди подростков были совершены по таким причинам, как семейные конфликты, страх насилия со стороны старших, некорректное поведение учителей и конфликты с ними, ссоры с одноклассниками и друзьями, а также равнодушие окружающих к переживаниям подростка.
  • 80% подростков, заявляющих о суициде, его совершают. Выбор этой темы для разговора – скрытая просьба о помощи.

Для того, чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии. Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

  • Нам нужно, чтобы нас любили.
  • Нам нужно хорошо к себе относиться.

На наше поведение оказывают воздействие два основных принципа:

  • Наше поведение зависит от того, как мы к себе относимся.
  • Поведение каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят «просто так».

Наша жизнь складывается из многих маленьких и больших радостей. Чем больше ими наполняется жизнь, тем счастливее себя ощущает человек. Поэтому каждый день, каждая минута жизни должна быть наполнена смыслом, в любом поступке должна быть заложена цель.

Виктор Франкл, австрийский психолог и основатель школы логотерапии, утверждал, что современный человек страдает от глубинного чувства утраты смысла жизни, и это чувство, соединяясь с ощущением пустоты, образует некий «вакуум». Человек, поведение которого не регулируется инстинктами, как у животных, и традициями, как у людей старших поколений, утрачивает ясное представление о том, что ему нужно, и что он должен делать. В итоге он либо живет «по инерции» и хочет того же, что и все, либо, будучи не в силах подчиниться общему мнению, переживает жесточайший «невроз».

Потеря смысла жизни является своеобразным «общим фоном» для суицидентов. Это ощущение, от которого порой трудно избавиться даже психически устойчивым и не склонным к самоубийству людям, постоянно сидит в головах сотен тысяч подростков по всему миру. Возможно, это и не главная причина самоубийств, но наряду с непониманием со стороны сверстников, проблемами в учебе и неразделенной любовью фраза «я не вижу в своей жизни смысла» встречается практически повсеместно.

Смысл жизни у каждого человека индивидуален, и он кроется в ценностях. То, что заставляет нас ценить жизнь, как правило, находится не снаружи, а внутри нас. Это наши мысли, наше отношения, наши действия.

Итак, какие могут быть жизненные ценности?

  • - Любовь – это, наверное, вообще самое первое, что назовет практически каждый из нас. Это важная личностная ценность, которая заслуживает особого места в жизни каждого человека. Для того, чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:
  • - потребность быть любимым;
  • - потребность любить;
  • - потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

С материалами доклада (базовые понятия, причины суицида, типы суицидального поведения, профилактика, памятка педагогу) можно ознакомиться ниже (в спойлере):

 

Разберемся в терминологии

  • Суицидом называют осознанное лишение себя жизни, которое заканчивается летальным исходом. В основе суицида лежит реакция на аффект, ликвидация эмоционального напряжения и избавление от тяжелой психологической ситуации, в которую попал человек. Лица, которые пытаются прибегнуть к суициду испытывают сильнейшую душевную боль и пребывают в стрессовом состоянии, но не находят другого выхода из неблагоприятной ситуации кроме самоубийства.
  • Суицидальное поведение есть проявление суицидальной активности, то есть у человека имеют место мысли и намерения, попытки шантажа и угрозы, а также покушения на свою жизнь. Поведение будущих самоубийц, то есть суицидальное наблюдается и в норме, и при психопатиях.
  • Суицидентом называют человека, который либо совершил попытку суицида, либо демонстрирует готовность к нему (суицидальные наклонности).

Типы суицидального поведения: Шантаж или реальная угроза?!

Выделяют несколько разновидностей суицидального поведения (склонности к суициду):

Демонстративное поведение

В основе такого поведения лежит сильное желание подростка привлечь к себе и своим проблемам внимание, показать, как ему сложно справиться с жизненными проблемами и сложными ситуациями. Это своеобразный крик о помощи. В случае демонстративного суицидального поведения попытки покончить с жизнью совершаются не для того, чтобы действительно добиться летального исхода. Это цель вызвать испуг у окружающих, попытка заставить их думать над его проблемами. Примеры демонстрации суицидального поведения: неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитых препаратов, инсценировка самоповешения. В этой ситуации, подросток не желает уйти из жизни, а использует суицид в качестве инструмента манипуляции. Повторяются многократно, иногда попытка может закончиться истинным суицидом. НЕ скрывают своих намерений, делают заявления о самоубийстве сознательно, чтобы произвести впечатление.

Аффективное поведение

В основе аффективного суицидального поведения лежат яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет. Такие эмоции всегда негативные и крайне выражены: обида, гнев. В случае неудачи, действие навряд ли повторится снова, поскольку снижение остроты эмоций способствуют переменам в поведенческой модели. Аффективная форма суицида чаще происходит под влиянием конфликтов в семье, школе, группе подростков, конфликта на почве влюбленности. Примеры аффективного поведения: попытки повешения и отравление сильнодействующими лекарствами и токсичными веществами. Больше характерно для девушек.

Истинное поведение или выраженное стремление к смерти

Подросток тщательно и продуманно готовится к самоубийству, заранее составляет план действий, а все попытки строятся так, чтобы они действительно закончились гибелью суицидента. Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование. Примеры истинного суицидального поведения: повешение и прыжок с высоты. Но и в этом случае подросток всегда подсознательно надеется, что в жизни вдруг что-то изменится к лучшему. Истинный суицид больше характерен для юношей. Причиной истинного самоубийства в подростковой среде является чувство изоляции от общества, ощущение себя не таким как все, что приводит к одиночеству и ощущению того, что его никто не понимает. Это может вызвать стойкую депрессию (снижение настроения) и желание уйти из жизни. К таким подросткам могут относиться подростки с отягощенной наследственностью (дети психически больных, алкоголиков, наркоманов), получившие тяжелую психическую травму, имеющие нестандартную сексуальную ориентацию

Последний шаг. Что толкает подростка на смерть?

Пубертатный период относится к переходным и критическим в жизни человека. Связано это с тем, что и нервная система в этом возрасте обладает повышенной возбудимостью, что приводит к чрезмерной вспыльчивости, раздражительности, контроль над эмоциями и импульсами снижен.  Плюс переживание чувства «взрослости» при отсутствии практических знаний об устройстве мира, протест и конфликты с родителями, идеализация различных событий, максимализм, поиск себя и своего места в мире, внутриличностные конфликты, чувство одиночества, необходимость планировать своё будущее в условиях полной неизвестности, большие нагрузки в учёбе, борьба за успех среди сверстников, первый опыт отношений и их разрыва. На этом фоне любые трудности и неурядицы - будь то конфликт с одногруппниками или преподавателем, несчастная любовь, ссора с родителями, проблемы с учебой могут восприниматься подростком как катастрофа, из которой он самостоятельно не может найти выход. Суицид не является случайным действием. Он никогда не бывает бессмысленным или бесцельным.

Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни. Своего рода стремление к временному выключению из ситуации. Поэтому зрелое понимание того, что смерть – это навсегда и другого шанса не будет – сможет подтолкнуть подростка к необходимости искать другой выход.

 

Причинами  суицида у подростков могут стать такие сложные жизненные ситуации:

Напряженный конфликт или ссора с родителями  (65 процентов)

Трудности в общении со сверстниками (конфликты, неприятие одноклассниками, травля)

Личные неудачи, проблемы с учебой, затяжной конфликт с преподавателем

Неразделенная любовь или разрыв романтических отношений

Нежелательная беременность

Смерть близкого человека              

Прессинг успеха

Отсутствие перспектив в будущем

Зависимость от алкоголя, общение с асоциальной компанией

Факторы риска

Как правило, самоубийство не совершается при наличии лишь одной причины, чаще всего присутствует их сочетание, что увеличивает вероятность завершенной попытки.

В литературе описаны общие факторы риска, которые способны выступить как причины суицида у подростков.

Семейная проблематика:

  • Самоубийство одного из членов семьи (особенно одного из родителей)
  • Потеря одного из родителей ввиду смерти или развода.
  • Отсутствие эмоциональных привязанностей в семье, неприятие и постоянное осуждение подростка в семье.
  • Насилие в семье (физическое, эмоциональное, сексуальное).
  • Слишком авторитарные или напротив, всё позволяющие родители.

Факторы окружающей среды:

  • Социальная изоляция, отчуждение, неприятие в группе сверстников
  • Проблемы в школе/колледже (травля со стороны одноклассников, тяжёлые и затяжные конфликты с учителем/учителями)
  • Утрата значимых отношений (распад пары, ссора с близким другом, смерть близкого человека)
  • Высокий уровень стресса (например, в периоды перед важными экзаменами – ЭГЭ, ГИА). Стоит отметить, что стресс вызывают не сами экзамены, а сверхценное отношение к ним в школе и в семье подростка. К сожалению, зачастую родители требуют хороших оценок, ставя учёбу превыше всего, но при этом не учат ребёнка способам преодоления стрессовых ситуаций.

Личностные факторы:

  • Депрессия. Подростковая депрессия имеет некоторые общие признаки с проявлением депрессии у взрослых, однако, может проявляться и несколько иначе. Чувство скуки, печальное настроение, нарушения сна, жалобы на самочувствие, склонность к бунту, непослушание, плохая успеваемость, прогулы школы, замкнутость – всё это может служить признаками подростковой депрессии. Конечно, по отдельности эти признаки могут и не свидетельствовать о депрессии, является личностными особенностями, но чем их больше, тем больше повод родителям внимательнее присмотреться к своему подростку.
  • Чувство бессилия, проявляющееся в упадке сил, апатии, фразах вроде «я ни на что не способен», «у меня ничего не получается», «я ничего не смогу в своей жизни сделать нормально».
  • Психические заболевания.
  • Переживания по поводу сексуальной ориентации.
  • Зависимости от психоактивных веществ.
  • Пессимистичный взгляд на жизнь в целом и на собственное будущее в частности.

Что хочет показать подросток своими действиями

Какие цели преследуют подростки – суициденты:

  • Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». В данном случае мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер.
  • Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. В данном случае суицидальное поведение также развивается остро, а попыткой суицида часто выступает самоотравление.
  • Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
  • Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
  • Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.

Тревожные сигналы

Истинный суицид часто зреет в душе подростка и никак себя не проявляет, тем не менее если внимательно присмотреться  можно увидеть какие-то не совсем привычные черты поведения. Порой они не совсем заметны, особенно если подросток замкнут, склонен к одиночеству, тем не менее есть  ряд характерных признаков или тревожных сигналов, по которым можно заполозрить неладное. Их  можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Вербальные ключи:

Непосредственные высказывания: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить», «Для меня было бы лучше умереть», «Жизнь невыносима».

Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Они еще пожалеют, когда я уйду», «Я –бесполезный человек». Разговоры об отсутствии смысла жизни.

Много шутить на тему самоубийства, многозначительно прощаться с другими людьми.

Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти, обращение к песням, стихам, где говорится о самоубийстве, смерти.

Поведенческие ключи

  • Отчаянье и плач.
  • Злоупотребление алкоголем.
  • Раздавать другим вещи, имеющие личную значимость(кассет, книг, безделушек), окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами, пристраивать домашних животных.
  • Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде — есть слишком мало или слишком много; во сне — спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.Застенчивый и тихий вдруг становится шумным и экстравагантным.
  • Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
  • Повторное прослушивание унылой музыки.
  • Стремление к безрассудным действиям (ходить по карнизам, крышам и пр.)
  • Ненависть к благополучию окружающих

Ситуационные ключи:

  • -Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
  • -Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
  • -Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
  • -Предпринимал раньше попытки суицида.
  • -Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
  • -Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  • -Слишком критически настроен по отношению к себе.
  • -Недавняя перемена места жительства
  • -Неприятности с законом
  • -Нежелательная беременность

Профилактика

Профилактика суицидального поведения является непростой задачей и включает не только действия родителей и воспитателей/педагогов, но и сверстников ребенка, задумавшего самоубийство (друзья, одноклассники, товарищи по спортивной секции и прочие).

Следует помнить, что попытка или планы самоубийства у подростка – это, в первую очередь, крик о помощи, просьба обратить на себя внимание и желание быть услышанным. Предотвращение суицида должно включать работу людей из близкого окружения со всех сторон (педагоги и школьный психолог, семья, друзья и одноклассники).

Рекомендации родителям. Быть рядом в трудные моменты

Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:

Внимательное отношение и разговоры

С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении с подростком родителям не допускается упрекать его «постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности. Для повышения самооценки подростка допускается сравнения его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка-завтрашнего».

Новые дела

Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с подростком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал или совместное выполнение утренней гимнастики. Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует подростка и настроит на позитивное восприятие жизни.

Соблюдение режима дня

Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры). Улучшение физического состояния первый враг депрессии.

Не игнорировать проблемы

Если подросток делится суицидальными мыслями или пускает их в ход в качестве угрозы во время конфликтов, ни в коем случае нельзя это игнорировать и обесценивать слова ребенка, отвечая, что все сказанное им — ерунда. С ним нужно обязательно поговорить на эту тему, не списывая нестандартное поведение подростка на возрастной кризис. Только это не значит, что надо лезть с расспросами и нравоучениями. Это скорее о том, что нужно учиться быть рядом в трудные моменты.

Не бояться говорить на опасные темы

Многие родители, услышав, что ребенок говорит о суициде, пугаются и стараются перевести разговор в другое русло, чтобы не вызвать в нем волну любопытства. Но в действительности все наоборот — создание табуированных тем порождает интерес. Не игнорируя разговоры на опасные темы, близкий взрослый создает вокруг них безопасное пространство и дает ребенку возможность выговориться — притом не нагнетая обстановку.

Развенчать мифы

Важным моментом является развенчание романтики, которой окутана тема суицида в подростковой среде. Важно говорить о смерти, о ее безвозвратности и неотвратимости, о том, что за ней ничего нет, нет волшебных миров и синих китов, что все это — обман. Откровенный разговор с подростком о том, как смерть и самоубийство выглядят в реальности, станет важным шагом на пути возвращения его из облака грез.

Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).

Памятка педагогам

Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.

Рекомендации педагогам:

  • внимание и слушание подростка (ребенок страдает от одиночества и желает поделиться наболевшим);
  • верная формулировка вопросов, спокойное и доходчивое расспрашивание о сути тревожной ситуации, предложение о помощи;
  • отсутствие осуждения и удивления в ответ на услышанное;
  • признание «беды» ребенка как факт (отрицание проблемы заставляет подростка чувствовать себя никчемным и мелочным);
  • разрушение ореола трагичности о своей смерти у подростка;
  • отказ от утешений, но убедить ребенка во временном характере проблемы;
  • вселение реальной надежды на преодоление трудностей, укрепление его веры в себя и в собственных силах;
  • проявление понимания и сочувствия;
  • осуществление контроля за поведением учащегося, анализ его отношений со сверстниками.

Как построить беседу: важны не столько слова, сколько участие

Для предупреждения попытки самоубийства важно вовремя наладить контакт с попавшим в беду подростком.

Восприятие суицидента как личности

Принять, что подросток действительно замышляет самоубийство, поэтому не допускать мысли о его неспособности к совершению задуманного (слишком слаб, труслив, глуп и прочее). Не верить и не позволять другим убедить вас в несерьезности намерений подростка в совершении самоубийства. Лучше преувеличить возможную угрозу суицида, чем недооценить.

Заботливые взаимоотношения

В данном случае важны не столько слова, сколько участие, сочувствие и дружеская поддержка, которые дадут понять подростку, что он нужен и любим.

Умение внимательно слушать

Потенциальному самоубийце важен не столько диалог с внимательным собеседником, а возможность высказаться и быть услышанным в своей боли и проблеме. Следует стараться исключить при монологе подростка растерянность, осуждение и шок от услышанного. Необходимо поощрять собеседника в раскрытии собственной души (я ценю твои откровения, я понимаю, что это очень трудно – рассказывать о наболевшем и решении уйти из жизни, я весь внимание). Также немаловажно умение «слышать третьим ухом», то есть отмечать поведение и мимику, малейшее изменение настроения и движение, нарушение сна и аппетита.

Спорам – нет

Ведя с суицидентом беседу, необходимо отказаться от всевозможных с ним споров, высказываний типа: «Ты живешь значительно лучше других, чего тебе не хватает?» или «Ты опозоришь и сделаешь несчастной свою семью». Подобные высказывания блокируют дальнейшую откровенность собеседника, подавляют его еще больше, а сам подросток замыкается, результатом чего его убеждение покончить с собой только укрепляется.

Умение спрашивать

В диалоге с ребенком немаловажное значение имеют правильно заданные вопросы. Не стоит бояться спросить: «Ты замышляешь самоубийство?» - человек, который никогда не думал об этом, соответственно и не придет к подобной мысли. А подросток с суицидальным поведением почувствует облегчение от того, что кто-то интересуется его мыслями и переживаниями и готов выслушать. В своих ответах взрослый может использовать перефразированные вопросы собеседника, что поможет ему разобраться в собственных размышлениях и переживаниях.

Участие, а не утешение

Высказанные переживания подразумевают от взрослого не неоправданных утешений (у всех такое было, не ты первый, не ты последний), а заинтересованность и отзывчивость. Беседу следует вести в русле любви и заботы, отбросив в сторону навязшие на языке клише. Иначе подросток почувствует себя еще более бесполезным и ненужным, так как для него не нашлось единственно верных слов, выделяющих его как отдельную личность.

Предложение конструктивных подходов

Вместо банальных фраз: «Подумай о своей семье/друзьях, как они будут страдать в случае твоей смерти», стоит попросить ребенка подумать об альтернативных методах, ведь уход из жизни – это последний вариант. Возможно, что в разговоре подросток переосмыслит свое решение и найдет выход из тупика. Оптимальным решением выступит выяснение того, что еще дорого ребенку и что он ценит. Направив его по этому пути, возможно изменить решение об его уходе из жизни.

Вселение надежды

Очень важно заставить поверить ребенка в другое, не такое радикальное разрешение трудной ситуации, как суицид. Даже малейший проблеск надежды дает шанс переломить кризис и отказаться от мыслей о самоубийстве.

Борьба с одиночеством

Ни в коем случае не следует оставлять ребенка одного, наедине со своими переживаниями и намерениями. Можно заключить с подростком договор, суть которого заключается в обещании связаться с конкретным взрослым перед решительным действием для обсуждения альтернативных методов поведения.

Помощь специалистов

Не во всех случаях помогают беседы с родителями и друзьями, насколько бы они ни желали помочь ребенку, решившемуся на суицид. В некоторых случаях может оказаться эффективной помощь священника, либо психиатров и психологов. В ряде ситуаций требуется госпитализация в психиатрическую больницу.

Сохранение дальнейшей заботы и поддержки

Даже после разрешения критической ситуации взрослые не должны расслабляться. Обманным моментом может выступить активная деятельность суицидента, просьба о прощении у обиженных ими людей, возврат долгов, выполнение обязательств. Подобные поступки лишь подтверждают то, что подросток не отказался от своих намерений. Поэтому рекомендуется еще долгое время выказывать заботу и поддерживать ребенка.

Подросткам: Выход есть всегда, нужно только его найти

Каждый человек хоть раз в жизни оказывался, казалось бы, в невыносимой ситуации, в состоянии тупика и безысходности. Однако из любого положения всегда есть выход, и найти его – первая задача для человека, решившегося на суицид. Не стесняйся обратиться за помощью – к друзьям, родителям, педагогам, психологу, существуют экстренные службы, телефоны доверия. В самостоятельной борьбе с кажущимися непреодолимыми трудностями помогут следующие советы:

  • Прими трудную ситуацию как неизбежное, но не перекладывай решение своих проблем на плечи других, пережить кризис сможешь только ты сам, а не кто-то другой.
  • Поделись своими мыслями, переживаниями, затруднениями, не избегай общения с людьми.
  • Поройся в памяти и припомни человека, который столкнулся подобной или еще более трудной проблемой, вспомни, как он ее преодолел и возьми этого человека за образец.
  • Не все поступки и слова окружающих несут цель обидеть тебя и причинить боль. Успокойся и посмотри на отношение к тебе окружающих с другой стороны.
  • Формулируй верные выводы. Отрицательный результат (в данном случае поражение) тоже результат и дарит тебе бесценный жизненный опыт.
  • Предательство одного человека совсем не означает, что абсолютно все люди «такие», а двойка на экзамене – еще не конец, а лишь начало для серьезной борьбы (в данном случае за знания).
  • Не стоит «зацикливаться» на случившемся, пережевывать снова и снова неприятную ситуацию. Забыть ее невозможно, но закинуть «на чердак памяти» вполне реально.
  • Занимайся аутотренингом.
  • Старайся отлично выглядеть – всем врагам и проблемам назло.
  • Не стыдись просить помощи, люди в большинстве своем с удовольствием ее окажут.
  • Если есть возможность, оправься в путешествие, неважно, что это ближайшая деревня, дача или просто поход с друзьями.
  • Радуй себя даже в мелочах, купи вкусное или очень желанное.
  • Займись спортом.

О ценности жизни

Для того, чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии. Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

  • Нам нужно, чтобы нас любили.
  • Нам нужно хорошо к себе относиться.

На наше поведение оказывают воздействие два основных принципа:

  • Наше поведение зависит от того, как мы к себе относимся.
  • Поведение каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят «просто так».

Наша жизнь складывается из многих маленьких и больших радостей. Чем больше ими наполняется жизнь, тем счастливее себя ощущает человек. Поэтому каждый день, каждая минута жизни должна быть наполнена смыслом, в любом поступке должна быть заложена цель.

Виктор Франкл, австрийский психолог и основатель школы логотерапии, утверждал, что современный человек страдает от глубинного чувства утраты смысла жизни, и это чувство, соединяясь с ощущением пустоты, образует некий «вакуум». Человек, поведение которого не регулируется инстинктами, как у животных, и традициями, как у людей старших поколений, утрачивает ясное представление о том, что ему нужно, и что он должен делать. В итоге он либо живет «по инерции» и хочет того же, что и все, либо, будучи не в силах подчиниться общему мнению, переживает жесточайший «невроз».

Потеря смысла жизни является своеобразным «общим фоном» для суицидентов. Это ощущение, от которого порой трудно избавиться даже психически устойчивым и не склонным к самоубийству людям, постоянно сидит в головах сотен тысяч подростков по всему миру. Возможно, это и не главная причина самоубийств, но наряду с непониманием со стороны сверстников, проблемами в учебе и неразделенной любовью фраза «я не вижу в своей жизни смысла» встречается практически повсеместно.

Смысл жизни у каждого человека индивидуален и он кроется в ценностях. То, что заставляет нас ценить жизнь, как правило, находится не снаружи, а внутри нас. Это наши мысли, наше отношения, наши действия.

Итак, какие могут быть жизненные ценности?

  • - Любовь – это, наверное, вообще самое первое, что назовет практически каждый из нас. Это важная личностная ценность, которая заслуживает особого места в жизни каждого человека. Для того, чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:
  • - потребность быть любимым;
  • - потребность любить;
  • - потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

 

Опубликовать:

Новосибирский политехнический колледж

 Качественное образование доступно всем

г. Новосибирск, ул. Российская, 3

Пон.-Суб.: 8:00 - 16:30

npolk@edu54.ru

8 (383) 332-19-59